Аудио-MIDI секвенсор FL Studio 6 Компания Image-Line начала свою деятельность в 1998 году. Ее первый, в дальнейшем ставший флагманским, продукт назывался FruityLoops v1.0. Это был простенький инструмент для создания петель («Loops»). Со временем этот небольшой (архив первой версии занимает около полумегабайта) паттерн-редактор превратился в обширный, мощный и представительный секвенсор с широким набором возможностей. В связи с эволюцией продукта было изменено и его название: FruityLoops превратился в FL Studio. На сегодняшний день компания Image-Line обслуживает более 80000 заказов на покупку программы и более 150000 скачиваний trial-версий в месяц.
Современный вид FL Studio 6.0
Первая версия FruityLoops 1.0 образца 1998 года
Запуская программу первый раз, можно порадоваться не только красоте, но и функциональности интерфейса. Музыканты, использующие Cubase или Logic Audio, называют FL «детской игрушкой» именно из-за красивого оформления, зачастую не имея представления, каковы истинные возможности секвенсора.
Действительно, привыкнув к многодорожечной концепции Cubase трудно сразу разобраться, как устроен принцип построения композиции в FL. Разработчики нашли несколько нестандартный подход к этому вопросу, как бы разделив традиционную секвенсорную часть на два раздела – Плейлист («Pattern Edit») и Каналы («Channels»). Канал – это, собственно, и есть инструмент, который вы хотите использовать. По умолчанию он имеет вид ступеней, как у драм-машинки, что наводит на ошибочную мысль использования каналов только в качестве построения петель. Безусловно, таким образом создавать ритм-секцию очень удобно, но возможно также использование привычного piano-roll. То есть для ударников можно использовать вид ступеней, а для синтезаторов – развертку пианино.
Плейлист – это, своего рода, многодорожечный проигрыватель. Он состоит из множества так называемых Палитр. Прямоугольник, находящийся в плейлисте на определенной позиции, указывает, когда и какую палитру нужно сыграть.
Палитрой («Palette») называется контейнер каналов. Каждая палитра в плейлисте – это независимое хранилище действий, произведенных в секвенсоре, будь то партия ударных, прописанная в сэмплере, синтезаторный грув или автоматизация параметров инструментов или эффектов. Создав какой-нибудь звук, вы можете использовать его как сэмпл. Нет нужды копировать все ноты заново, как это делается во многих секвенсорах, достаточно просто расставить прямоугольники в плейлисте. Удобство такого подхода заключается в том, что, делая, например, петлю, можно прописать в разных палитрах разные звуки ударников, а затем по мере необходимости добавлять их в плейлист. Если возникнет необходимость оставить только хэты, то не придется удалять ноты, относящиеся к другим звукам, достаточно будет просто убрать ненужные прямоугольники из плейлиста.
FL Studio – это хорошо продуманная программа, сделанная «музыкантами для музыкантов». Поэтому пакет содержит в себе ряд необходимых и удобных для композитора возможностей:
В браузере, находящемся слева, отображено все, что используется или может быть использовано в проекте. Там находятся записанные сэмплы, грувы, которые можно использовать в любом инструменте, все параметры используемых генераторов и эффектов, а также другие вещи, которые должны быть всегда под рукой.
Микшер имеет в себе возможность записи каждой дорожки в отдельный файл. Если направить каждый канал на свою дорожку, то можно будет лишь нажать на иконку дискеты внизу, и каждый инструмент окажется в отдельном файле, подготовленный для аранжировки в другом редакторе. При рендеринге в файл есть опция автоматического добавления получившегося сэмпла в проект.
Каждый канал сэмпла содержит возможности для редакции аудио. Кроме обычных уровня и панорамы есть функции реверсирования (сэмпл играет задом наперед – часто используемый эффект бас-бочки в танцевальных композициях), растягивания времени, редакции тональности, нормализации, своппинга стереоканалов, гашения стерео (fade stereo) (панорама плавно перемещается по ходу сэмпла из левого канала в правый), fade-in, fade-out, огибающую вида ADSR для панорамы, уровня, резонанса и высоты. И это не весь перечень. Есть еще функции арпеггиатора, эффекты эхо\задержки и некоторые другие возможности.
В режиме развертки пианино есть инструменты квантизации, нарезки (chop), повторения с малыми задержками (flam), арпегирования, автоматического управления уровнями нот (scale levels) (например, эффект roll можно сделать, используя этот инструмент в связке с chopper) и другие вещи, облегчающие построение петель и грувов.
Автоматизации поддаются практически все видимые элементы интерфейса. Начиная от параметров эффектов и заканчивая глобальным значением tempo.
FL Studio – единственный секвенсор, в котором присутствует возможность использования печатной клавиатуры вместо MIDI. Это незаменимая вещь для начинающих музыкантов, у которых нет настоящего MIDI-устройства.
Весь плейлист и все каналы можно раскрасить, как вам заблагорассудится. Излишество? Вовсе нет. Выделив разными цветами каналы разного звучания (ударники, клавиши) можно легче ориентироваться и быстрее найти нужный инструмент. В микшере для каждой дорожки можно назначить свою иконку. Для изменения цвета объектов есть удобный инструмент градации цвета от одного объекта к другому.
В FL Studio присутствует поддержка плагинов в форматах VST, VST2, DX, Buzz и FL Standard для эффектов, и VSTi, DXi2, ReWire, Buzz и FL Standard для инструментов.
VST – самый популярный формат в среде виртуальных подключаемых плагинов и инструментов. Он разработан небезызвестной компанией Steinberg, выпустившей такие программы как Cubase, Nuendo и WaveLab.
DX – это альтернатива VST, созданная совместными усилиями Microsoft и Cakewalk.
VST имеет ряд преимуществ перед DX. Во-первых, этот формат является платформонезависимым, в отличие от разработанного Microsoft, который может запускаться только под управлением Windows и DirectX. Во-вторых, автоматизация в большинстве программ может быть применена только для VST. Как следствие, в-третьих, этот формат поддерживает большее число секвенсоров. А если вы работаете на платформе, отличной от Windows или даже IBM PC, то DX не представляется возможным использовать.
ReWire – это разработка компании Propellerheads, выпустившей программу Reason. ReWire – это не плагин, а виртуальный межпрограммный интерфейс. Его функция состоит в том, чтобы включать одну программу в другую, как если бы это был простой плагин. Реализация основана на технологии ActiveX, поэтому может быть использована только под управлением связки Windows/DirectX.
Приведем некоторые наглядные отличия от подобных программ:
Программа универсальна. То есть она поддерживает все распространенные форматы программного интегрирования. Reason поддерживает только ReWire и собственный формат инструментов.
Интерфейс программы дружествен и приятен. Logic Audio имеет довольно своеобразный способ общения с музыкантом, к которому нужно долгое время привыкать. Внешний вид Cubase\Nuendo похож на обычный многодорожечный редактор.
В программе имеется виртуальный эмулятор MIDI-клавиатуры, которого в других программах обнаружено не было.
Присутствует поддержка аудио треков. Reason этой возможности лишен. Если вы, например, работая на Reason, хотите вставить в свою композицию акапеллу, вам приходится либо грузить всю ее в сэмплер (после чего прослушка станет возможной только с начала сэмпла), либо микшировать акапеллу во внешнем редакторе.
Интерфейс Reason максимально приближен к реальным взаимодействиям инструментов, что является одновременно и плюсом, и минусом. Минус состоит в том, что музыканту приходится думать еще и над тем, как правильно подключить то или иное устройство. Например, delay нужно вставлять через send, а не подключать к нему последовательно инструмент. В итоге можно запутаться в многообразии виртуальных проводов и долго искать причину неверного звучания. Проверено на собственном опыте. Процесс поиска ошибок похож на дебаггинг листинга программы у программистов. Приходится отслеживать весь маршрут сигнала, что иногда создает большие трудности. И если вы решите потом что-либо изменить, учтите, что провода придется переставлять заново.
Область секвенсора у всех остальных программ построена по единому принципу: последовательность нот. FL Studio на этот счет имеет выгодное отличие: область секвенсора состоит из двух частей – плейлиста и каналов. Фактически сама секвенция находится в канале.
Step-редактор очень поможет при создании петель. В других программах пришлось бы подключать внешнюю (в смысле плагин) драм-машину. В Reason есть стандартный инструмент ReDrum, выполняющий эти функции.
Естественно, идеальных программ не бывает, поэтому справедливости ради стоит упомянуть и о минусах пакета:
То, что является плюсом, одновременно может являться и минусом. Например, к интерфейсу действительно нужно некоторое время привыкнуть. Я долго разбирался с разверткой пианино, пока смог полностью понять принцип работы с группой нот (выделение, копировать, вставить).
В программе отсутствует возможность автоматизации DX-плагинов. В Cubase/Nuendo такая возможность есть.
Редакция автоматизации вносит в FL Studio несколько завуалированный характер. В Cubase\Nuendo все автоматизированные параметры видны под треком, а в FL приходится искать нужный параметр и смотреть параметры в отдельном окне. Через браузер он находится легко, но все же общую картину получить не удастся.
Нет функции копирования всех нот паттерна. Приходится копировать из одного места в другое ноты каждого канала по отдельности.
Если сравнивать эффекты, которые поставляются вместе с программой, то, в принципе, они довольно неплохие, хотя не лишены и недостатков. В Reason эффекты бедны настройками. В этой ситуации FL Studio выигрывает, но до внешних VST-плагинов все же не дотягивает. Стандартными компрессорами я стараюсь не пользоваться. Единственное, что могу отметить – это специализированные плагины, которые отличаются своей оригинальностью – BeatSlicer, WaveTraveller, Fruity Scratcher и Vocoder. В остальном я предпочитаю все же внешние эффекты. Хотя не могу не признать, что у стандартных местами есть весьма интересные дополнительные параметры. На delay, например, можно поставить эффект ping-pong и каждая следующая задержка будет оказываться в противоположных концах панорамы.
Продукт FL Studio продается в четырех комплектациях: Express, Fruity Edition, Producer Edition и XXL Bundle. Очередность представлена по степени комплектации.
FL Studio Express Edition представляет собой, по большому счету, удобную драм-машину, с поддерживаемыми интерфейсами VSTi, DXi и ReWire, с помощью которых может быть подключена к любой хост-программе, поддерживающей эти способы виртуального подключения, например, Steinberg Cubase\Nuendo (VSTi, DXi, ReWire), Propellerheads Reason (ReWire), Cakewalk Sonar (DXi). Цена - $49.
FL Studio Fruity Edition – хорошее начало для освоения профессиональной виртуальной студии. Содержит все базовые возможности. Цена - $99.
FL Studio Producer Edition – это виртуальная студия все-в-одном, поддерживающая все необходимые действия для редактирования записи и обработки аудио. Укомплектована аудиотреками в плейлисте, полным микшером<mixer.jpg>, возможностью записи звука через интерфейс ASIO и волновым редактором. Цена - $149.
FL Studio XXL Bundle – содержит в себе FL Studio Producer Edition, синтезаторы SimSynth Live, DX-10, Sytrus, drum-синтезатор DrumSynth Live, сэмплер формата sf2 SoundFont Player и видеоплеер. Экономия при покупке Bundle Pack вместо приобретения содержимого по отдельности – 37%. Цена - $560-37%=$348.
В дальнейшем мы будем рассматривать самую полную версию FL Studio – XXL Bundle.
Остановимся на самых интересных плагинах и инструментах:
3xOsc – 3-х осцилляторный синтезатор, способный генерировать звук для обработки в дальнейшем инструментальными средствами канала или производить свой собственный тип стереофазирования.